Попса


Попса
(сокр. от поп-музыка) — легкая музыка с примитивными текстами на русском языке, предназначенная для танцев и развлечений, также весь круг исполнителей и продюсеров такой музыки (попсовики). Ритмически и мелодически русская П. напрямую происходит от западной поп-музыки, однако, в конечном счете, имеет с последней мало общего.
П. не следует путать и с традиционной эстрадой (оставшейся, по преимуществу, в советском прошлом), при их явном родстве, опять же потому, что в эстраде обязателен некоторый профессионализм. Для П. же профессионал — нонсенс, здесь придерживаются прагматичного дилетантства: спеть, сыграть, выступить и добиться успеха может каждый при необходимом вложении средств, и в этом смысле, конечно, налицо явная близость панк-року. Основное формообразующее действие — не сочинение музыки или текстов песен, а раскрутка (англоамериканский аналог — хайпинг). Раскручивают, соответственно, не сообразно артистическим данным конкретного исполнителя, но исходя из бюджета проекта, в который этот исполнитель вписан. По сути, попсовик — чистый лист, исходная субстанция, из которой целая группа, действующая на манер бизнес-команд, вылепливает звезду.
Попсовый кумир конструируется с запасом прочности на один-два, редко три сезона: соответственно, его слава строится вокруг примерно такого же количества песен. Удачных хитов у подобных групп или певцов редко бывает даже больше одного, да и те являются преимущественно кальками с чего-то уже спетого. П. насквозь вторична по отношению к западным образцам,потому о ее музыкальном качестве разговор не идет. Иными словами, П. — мутация западного продукта, не выдерживающая с последним никакой конкуренции. Если «там» поп и рок — четко организованный бизнес, учитывающий таланты и интересы исполнителей, то П., скорее, — соединение бизнеса с весьма специфическим мировоззрением.
Сюжеты подавляющего большинства попсовых песен — любовь и разлука. Герой (героиня) обращается к безымянной возлюбленной (возлюбленному), как правило, от первого лица, реже текст посвящается конкретному человеку, которого называют по имени в уменьшительной форме: Дима, Лёша, Светка, Лена и т. д. Описываются все этапы и формы привязанности: ухаживание, внезапная страсть с первого взгляда, робкие признанья, поцелуи и объятия, измены, ссоры, расставания. Эротический градус, против ожиданий, снижен — конечно, есть и весьма развязные исполнители и тексты, но до откровенных проявлений, как, опять же, на Западе, доходит редко. П. в основе своей стремится соответствовать расхожим моральным установлениям: здесь не должно быть ничего такого, что слишком бы возмутило гипотетического слушателя. П., скорее, флиртует с аудиторией, нежели дразнит и возбуждает ее. Основа успеха — доверительность. П. поет о самом сокровенном, о тех интимных банальностях, что говорят друг другу двое, оставаясь наедине; следовательно, мысль «не только у меня такое» может утешить не одно разбитое сердце. Мелодии и тексты легко запоминаются, легко напеваются, могут быть процитированы в разговоре. Карьера в П. скоротечна, вкупе с вуайеризмом желтой прессы это позволяет удерживать иллюзию близости: попсовый кумир все-таки «свой парень», которому ничто человеческое не чуждо. Кстати, в П. могут уходить и уходят бывшие подпольщики, радикалы: этот путь проделала уже не одна рок- группа.
В редких случаях, впрочем, П. конкурентоспособна. Российский дуэт «Тату», завоевавший мировые вершины — хит-парады Великобритании и США, — исключение, подтвердившее правило. Ведь разработчикам проекта удалось найти не музыкальный ход, но нишу репрессированного секса — педофилии, помноженной на лесбийство — то, что западный шоу-бизнес для себя исключил, вытеснил на периферию тайных желаний слушателя. То есть точно так же, как остальная П. как будто выбалтывает за своих потребителей их интимные признания, скрываемые чувства — так же и «Тату» сумели легализовать перед западными людьми их повсеместно подавляемые комплексы.
Чем-то вроде попсового андерграунда до недавнего времени являлась блатная баллада, с ее окончательной легализацией получившей звание «шансона». В «шансоне», еще более музыкально примитивном, также поется про любовь, печаль, предательство и разлуку, однако темы эти интерпретируются, исходя из соображений уголовной целесообразности. Именно крайняя форма дает возможность понять явление в целом.
П. ведь не только способ бегства (побега) от реальности или квинтэссенция обывательской романтики. Вся ее самодельная патока и пересоленные слезы призваны утолить острую эмоциональную недостаточность миллионов слушателей. Они, эти миллионы, были бы не прочь позаимствовать для себя чужую жизнь — но так, чтобы она не слишком резко отличалась от уже привычной. Лишь бы не было тяжело и скучно, а остальное пусть остается на своих местах. П. пытается дать такую замену. Но песенка заканчивается, и вновь наваливается тяжелым роком — отчаяние.
Д. Десятерик

Альтернативная культура. Энциклопедия. — М.: Ультра. Культура. . 2005.

Синонимы:

Смотреть что такое "Попса" в других словарях:

  • попса́ — попса, ы …   Русское словесное ударение

  • ПОПСА — ПОПСА, ы, жен., собир. (прост.). 1. Музыкальные произведения, исполнительство, рассчитанные на нетребовательных слушателей, малокультурную молодёжь. 2. Аудитория таких слушателей (неод.). | прил. попсовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПОПСА — см. ПОП. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. попса ы, мн. нет, ж. ( …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Попса — ж. разг. сниж. Общее название популярных эстрадных номеров (песен, музыкальных пьес и т.п.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • попса — сущ., кол во синонимов: 14 • быдлопопса (8) • дешевка (21) • жоп культура (6) • …   Словарь синонимов

  • попса — ы; ж. Пренебр. 1. = Поп музыка. 2. О чём л. внешне ярком, привлекательном, но имеющем низкое качество. Ботинки п …   Энциклопедический словарь

  • попса — іменник жіночого роду поп музика розм., зневажл …   Орфографічний словник української мови

  • Попса — Эта статья о термине «попса». О поп музыке: см. поп музыка. Статья об одноимённом фильме см. Попса (фильм) Попса (от англ. Pops  популярные)  разговорно пренебрежительное слово, обозначающее поп музыку[1][2]. Содержание 1 Значения …   Википедия

  • попса — попс, м., род. попса и попса, ж., род. попсы …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • попса — ПОПСНЯ, и, ПОПСА, ы, ПОПСЕНЬ, и, ПОПСУХА, и, ПОПСУШКА, и, ж., ПОП3, м. 1. То, что относится к развлекательной культуре, мещанству и т. п. 2. Ерунда, дрянь, ахинея, халтура. Гнать попсу. От общеупотр. «поп музыка». См. попсить …   Словарь русского арго

  • попса — ы; ж.; пренебр. 1) = поп музыка 2) О чём л. внешне ярком, привлекательном, но имеющем низкое качество. Ботинки попса/ …   Словарь многих выражений

Книги

  • Попса. Киноповести, Юрий Коротков. Проза Юрия Короткова отличается ясной простотой житейской мудрости, озорным, добрым юмором, неподдельным сопереживанием героям. Персонажи его повестей - представители самых разных социальных… Подробнее  Купить за 250 руб
  • Попса, Коротков Юрий Марксович, Тодоровский Валерий. Юрий Коротков стал известен как сценарист, по произведениям которого поставлены заслужившие всенародную популярность фильмы "Авария - дочь мента", "Дикая любовь", "Страна глухих" (совместно с… Подробнее  Купить за 117 руб
  • Попса, . От издателя:Юрий Коротков стал известен как сценарист, по произведениям которого поставлены заслужившие всенародную популярность фильмы "Авария - дочь мента", "Дикая любовь", "Страна глухих"… Подробнее  Купить за 106 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «Попса» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.